Владислав Фельдблюм. ОТЧАЯННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ТОРГОВЦЕВ (рыночные спекулянты упорно сопротивляются ограничениям по торговым наценкам в готовящемся законе о торговле)
ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ САЙТ ! НАПИШИТЕ МНЕ !
Бесконтрольный рост цен на товары и услуги крайне опасен для нынешней социально-экономической обстановки в стране, и мне уже приходилось затрагивать эту тему [1-3]. Торговцы упорно не желают лишаться своих барышей! При этом используются ловкие увёртки в виде наукообразных ссылок на "нерыночность" ограничений по торговым наценкам. Пугают возникновением товарного дефицита. Но разве не является дефицитом лежащий на полке товар с такой запредельной ценой, что множество россиян не в состоянии его купить? Это - особый вид дефицита, завуалированный дефицит, который нельзя назвать иначе, как издевательством над гражданами. Особенно, если речь идёт о наиболее значимых товарах повседневного спроса.
Разработка закона о торговле идёт уже давно. И вот, наконец, Минпромторг направил в Правительство РФ "окончательную" версию этого закона, о чём сообщила "Российская газета" 16 июня 2009 г. Что же даст покупателям этот закон по мысли его разработчиков? Оказывается, он "даст возможность выбирать разнообразные товары по приемлемым для себя ценам, пользуясь разными типами магазинов от гипермаркетов и супермаркетов до семейных и электронных. Конкуренция только приветствуется. Для производителей товаров закон обеспечит гарантированный доступ в любую торговую точку страны. Разумеется, в зависимости от их расторопности. Для предпринимателей, желающих торговать, - упрощенный порядок открытия магазинов и дальнейшего перехода по иерархической торговой лестнице" [4].
Не родила ли гора мышь? Ведь это мы, в общем-то, имеем уже сегодня и без всякого закона о торговле! Газета напоминает читателям, что ряд федеральных ведомств не могли разрешить разногласия по чрезвычайно спорному документу почти два года. Федеральная антимонопольная служба предлагала учесть в законе её поправки, касающиеся определения порога доминирования торговых сетей. Минсельхоз настаивал на госрегулировании наценок на социально значимые товары в торговых сетях. И в этом месте следует важное замечание: "Кстати, ограничений по торговой наценке в окончательном варианте законопроекта так и не появилось" (?!).
Зато, как пишет газета, "возникли новые главы, которые должны устроить оппонентов". В законопроект включена статья, предусматривающая подписание "типового универсального договора между отечественными производителями продовольственных товаров и торговыми организациями. Документ также гарантирует равный доступ на полки сетевых магазинов буханок, кефиров, колбас, тортов и прочих продтоваров от разных производителей". Опять кругом да около, мимо главного вопроса о нынешней ценовой вакханалии!
Один из источников завышения цен - дополнительные выплаты (бонусы) поставщиками товаров торговым сетям. Они составляют сегодня от 5 до 40 процентов от стоимости товаров и услуг, поступающих в торговую сеть. По замыслу разработчиков закона, этого впредь не будет. Это хорошо. Следующая новация - "специальное антимонопольное регулирование". Непонятно, что за этим кроется. Ещё есть норма о "саморегулировании" в торговле, о "соблюдении правил добросовестного поведения на рынке, которые разработали общественные бизнес-объединения". Делаются ссылки на мировую практику, которая "опирается на саморегулирование". Для борьбы с монополизмом "в ближайшие два-три года число магазинов всех типов вырастет и кардинально изменит облик больших и малых городов". Это, конечно, тоже приятно слышать. Но в заключение следует вкрадчивое предупреждение о недопустимости "дискриминации не только отечественных производителей, но и собственных национальных торговых сетей". Оказывается, пресечение незуразно высоких наценок торговцами - это "дискриминация"!
В том, что торговые наценки часто неоправданно высокие, лично убедился Владимир Владимирович Путин при посещении одного из московских магазинов. Об этом эпизоде рассказали "Ведомости" от 25 июня 2009 г. [5]. Глава правительства сел в машину и поехал в Крылатское, где посетил магазин сети, расположенный на Осеннем бульваре. Кортеж премьера пронесся от Белого дома прямо по разделительной полосе Кутузовского проспекта, причём движение ни на Кутузовском проспекте, ни на Рублевском шоссе не перекрывалось. При входе в магазин стало очевидно, что никто о визите премьера там не знал — не только покупатели, но и директор магазина Татьяна Румянцева, которая вышла к гостям не сразу. Первым делом Путин поинтересовался наценкой на молочные товары. Оказалось, что в среднем наценка составляет 10 руб. Затем Путин направился к прилавку с колбасной продукцией. Раскрыв привезённые с собой таблицы, премьер отметил, что наценка достигает 52%. После этого премьер выяснил, что свинина поставляется в магазин по 160-170 руб., а продается по 335 руб. «То есть это, по сути, в два раза дороже. Это нормально?» — спросил премьер. «Разве это высокая наценка — 120%?» — попытался возразить управляющий директор Юрий Кобаладзе. «Очень высокая», — заявил глава правительства. «Завтра понизим», — пообещал Кобаладзе.
В этом обещании торговца - вся суть вопроса. Оказывается, можно запросто повысить наценку, а можно и понизить! Вот истинная цена высокопарным псевдонаучным рассуждениям о "закономерности" высоких цен, о их неизбежном росте вслед за мировыми ценами. Вот подоплёка упорного нежелания ограничивать торговые наценки, оправдываемого рассуждениями о свободе торговли. В основе этих высокопарных рассуждений - самая обыкновенная алчность. Можно не сомневаться, что если в законе о торговле не окажется норм об ограничении торговых наценок, то польза от принятия этого закона будет равна нулю!

Ссылки
1. http://expert-18.narod.ru
2. http://expert-18.narod.ru/addition.html
3. http://expert-30.narod.ru/addition.html
4. http://www.rg.ru/2009/06/16/torgovlya.html
5. http://www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2009/06/25/793187

Используются технологии uCoz